Современный мир меняется с бешеной скоростью. Чтобы успевать использовать нововведения себе в плюс, компаниям приходится постоянно внедрять новые технологии. Это касается как технических решений, так и организации работы в целом, и управления. Agile – это один из инновационных методов управления, который пришел в маркетинг из IT. Что такое agile-маркетинг, надо ли его использовать, и как это сделать, разберемся в этой статье.
Agile-маркетинг – гибкое управление маркетингом. При классической схеме планирование ведется надолго вперед. Период планирования может длиться от одного квартала до одного года. Что это значит? Что каналы маркетинга и бюджеты расписываются заранее, и возможности что-то изменить практически нет.
Agile-маркетинг: как это работает?
Такая система подразумевает короткие периоды планирования и определение дальнейших действий, исходя из полученных результатов и внешних изменений.
Некоторым кажется, что при agile-планирования нет вообще, но это не так. Маркетинговая стратегия может оставаться прежней в течение нескольких лет, а вот тактика достижения поставленных целей обычно меняется намного чаще.
Существует манифест agile-маркетинга, в котором отражены основные принципы подхода:
1. Аналитика вместо мнений и условностей. Измерение, измерение и анализ результатов. Как можно чаще.
2. Вместо иерархии – сотрудничество, ориентированное на клиента. Ставьте во главу угла клиента и его потребности – и все получится.
3. Адаптивные и итерационные кампании вместо объемных и сложных. Оперативно внедряйте новые рекламные инструменты.
4. Вместо статического прогнозирования – изучение клиентов. Как изменились потребности клиентов за последнее время?
5. Вместо жесткого планирования – гибкое. Предпринимайте действия, исходя из только что полученных результатов.
6. Вместо следования плану – реакции на изменения. Не бойтесь менять тактические планы.
7. Вместо одного большого эксперимента – много маленьких. Не складывайте все яйца в одну корзину. Импровизируйте на разных площадках, замеряйте результаты и продолжайте вкладываться в лучшие инструменты.
Внедрение agile в маркетинг компании происходит легко, если команда изначально ориентирована на гибкое мышление и быструю реакцию на происходящее. Перестроиться с классического подхода на более прогрессивный будет сложнее.
Отличный пример гибкого подхода к маркетингу – это участие компаний в стихийных флешмобах, которые в последнее время набирают все большую популярность. Например, недавно в свой день рождения Павел Дуров опубликовал у себя на странице «ВКонтакте» список из семи вещей, от которых он отказался.
В тот же день десятки брендов опубликовали аналогичные посты, сопроводив их хештегом #7вещей. Получилось весело и интересно.
Интересно, что участниками флешмоба стали и небольшие компании, и корпорации международного уровня. Опубликовать такой пост также мог любой пользователь социальных сетей. Это создало ощущение общности между компаниями и потребителями.
Могли ли такие посты появиться в новостных лентах брендов, если бы те придерживались традиционного подхода к маркетингу? Нет, конечно. Представьте, что вместо этих креативных постов вышли давно запланированные рядовые тексты и картинки. Они получили бы намного меньше отклика у аудитории.
Все то же самое актуально и для других маркетинговых инструментов.
Появилась реклама в Stories? Отлично! Маркетинг по agile позволяет протестировать ее «уже завтра», пока стоимость такой рекламы самая низкая из-за отсутствия конкуренции. Традиционный маркетинг требовал бы подождать хотя бы до следующего квартала – и только тогда бюджет на нововведения мог быть утвержден. Но сливки снимают те, кто реагирует быстрее всех.
Таким образом, гибкий маркетинг – это не просто модный тренд. Это насущная необходимость, которая позволяет получать лучшие результаты.
Еще один пример того, как внедрить agile-маркетинг.
Главные принципы этого подхода – поиск новых рекламных возможностей, изучение новых потребностей целевой аудитории, как можно более частое измерение результатов и масштабирование только самых эффективных рекламных каналов.
Допустим, вы решили вкладывать по 50 000 рублей в месяц в таргетированную рекламу во «ВКонтакте» и на Facebook. После 2-3 месяцев работы вы увидели, что рентабельность рекламы в Facebook значительно выше. Внедрение agile в компании позволит быстро перераспределить бюджет, опираясь на полученные данные, и в дальнейшем тратить деньги на более эффективный рекламный канал. В то же время нужно помнить о том, что не всегда таргетированная реклама в соцсетях приносит мгновенные результаты. Чувство меры вам в помощь.
Технология agile – это скорее новый способ мышления маркетолога, а не готовый к использованию инструмент. Если вы внедрите agile в своей компании, то сможете получить максимум даже при ограниченных ресурсах.
Будьте в тренде с «Лабораторией Бизнес Кейсов»!
Регистрируйтесь на открытую онлайн-встречу для предпринимателей, блоггеров и всех, кто начинает свой проект в интернете. Расскажем как использовать соцсети, собирать подписчиков и превращать их в деньги.