Мотивация персонала | Блог ЛБК
открыть доступ

Мотивация персонала

01.07.2018 | Управление

Интерес к работе периодически может затухать у каждого. Все сотрудники преследуют какую-то личную цель: заработать, получить повышение или новые навыки. Но без стимула эти цели могут показаться недостижимыми и пустыми. Мотивация персонала – необходимая подпитка для успеха вашего бизнеса. Стимулирование команды требует финансовых, временных и моральных затрат, зато результатом в долгосрочной перспективе становится рост прибыли компании.

Зачем нужна система мотивации персонала? Для самих сотрудников – это комфортные и выгодные условия труда. Любому понравится работать там, где платят премии, заботятся о своих сотрудниках и хвалят за результат.

Для работодателя это возможность:

  1. Увеличить прибыль компании – главная цель любого предприятия.
  2. Довести эффективность сотрудников до максимума. Личная выгода – отличный стимул к стараниям.
  3. Привлекать и удерживать высококлассных специалистов. Профессионалы всегда имеют возможность выбирать лучшие условия труда.
  4. Сократить текучку кадров, а соответственно, и расходы на поиск и обучение новых сотрудников.
  5. Повышать лояльность команды к компании. Люди часто предпочитают работу в «любимом» месте работе в более оплачиваемом.
  6. Создавать корпоративную культуру. Репутация комфортной для работы компании может привлечь новых специалистов и создать мотивирующую конкуренцию среди действующей команды.

Существуют различные способы мотивировать сотрудников, и есть один аспект, который может их усилить. Руководителю нужно поработать над комфортной и открытой атмосферой в коллективе. Без доверия к словам начальства персонал будет скептически реагировать на любые попытки мотивации. Необходима открытая обстановка, где каждый будет чувствовать принадлежность к компании. Что для этого можно сделать?

  • предоставить больше свободы в графике работы;
  • давать сотрудникам обратную связь, обсуждать возможности их роста;
  • уважительно относиться к сотрудникам;
  • ставить четкие и выполнимые цели;
  • проводить неформальные встречи персонала с руководством.

Мотивация сотрудников необходима для поддержания или возвращения интереса к работе. Нужно понимать, кого можно подтолкнуть, а кто от природы бездельник и не способен отозваться ни на один призыв. Таких людей обычно не мотивируют, а увольняют.

Методы мотивации персонала

Конечно, самым распространенным и понятным способом мотивации являются деньги. Методы материального стимулирования применяются практически везде. Они могут быть стандартными:

  • повышение заработной платы;
  • премирование;
  • процент от продаж;
  • существенные скидки на продукцию или услуги компании;
  • страховка, социальный пакет, льготы;
  • предоставление личного авто;
  • скидки от компаний-партнеров;
  • система штрафов.

Страх расстаться со своими деньгами очень мотивирует не делать того, что может к этому привести. Для кого-то из вашей команды возможный штраф может стать дополнительным стимулом не спускать рукава.

Мотивация персонала

В некоторых компаниях стимулирование сотрудников происходит с помощью премирования за участие или победу в профессиональных конкурсах, защиту интересов организации в каких-либо мероприятиях.

Есть организации, где сотрудникам компенсируется часть затрат на отпуск.

Важный практический совет: материальное стимулирование сотрудников должно быть доступно для любого, независимо от занимаемой позиции или стажа. Для этого лучше всего разработать специальную систему стимулирования, в которой прописаны задачи для каждого уровня сотрудников.

Мотивация и стимулирование сотрудников с помощью финансовых вложений – это эффективно и надежно. Но дело в том, что система потребностей людей включает не только материальные блага. Об этом говорит и Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, и другие социологические исследования. Все чаще люди ищут работу, которая позволила бы раскрыть их потенциал и дала возможности для личностного роста.

Мотивация сотрудников невозможна без замотивированного руководства. Если подбадривание «сверху» будет неуверенным, то и команда не зарядится нужным драйвом. Узнайте 8 способов, как мотивировать самого себя и передайте знания персоналу!

Нематериальная мотивация персонала

Личные интересы персонала должны стать отправной точкой для руководителя. Стимулирование деятельности сотрудников основано на этом критерии. Чем ближе бонус к интересам человека, тем больший эффект он принесет. Если бонус – это оплата абонемента на кружок по игре в настольный теннис, а все занимаются боксом или плаванием, то едва ли кого-то вдохновит такой стимул.

Самый простой, но при этом действенный способ мотивации персонала в организации – слово. Обыкновенная похвала и искренний интерес к жизни человека вне работы отлично подбадривают и заряжают. Моральное стимулирование сотрудников можно назвать основой эффективной работы, потому что людям по природе необходимо признание и личные победы. Что можно отнести к нематериальному стимулированию сотрудников?

  • дополнительные задачи, горизонтальный карьерный рост;
  • поздравление с семейными праздниками;
  • зоны отдыха в офисе;
  • помощь в получении дополнительного высшего образования;
  • доставка сотрудников на работу;
  • интервью профильному изданию в качестве эксперта.

К этому вопросу руководство может отнестись очень креативно. Например, в компании Airbnb сотрудникам для большего комфорта разрешают приносить на работу домашних питомцев и предоставляют возможность бесплатно заниматься йогой.

Мотивация персонала

В Google 20% рабочего времени разрешается тратить на собственные проекты. Именно так был создан ряд сервисов корпорации.

Герман Греф практикует обеды с лучшими сотрудниками «Сбербанка».

Нетрадиционные методы стимулирования сотрудников бывают и такими:

  • поощрение отказа от курения;
  • частный детский сад на территории офиса;
  • собственная музыкальная студия;
  • отдельная «комната тишины» для отдыха;
  • свободный график работы;
  • услуги консьержа.

Соперничество как стимул

Повышение мотивации сотрудников возможно в случае здоровой конкуренции. Чтобы подогреть дух соперничества, можно:

  • поставить перед командой одну рабочую цель на всех (больше всего холодных звонков, меньше всего «пустых» консультаций);
  • устроить конкурс (лучшее название нового продукта);
  • установить программы, позволяющие отслеживать показатели сотрудников, создать рейтинг.

Бонусом здесь может быть как материальное вознаграждение (скидка, сувенир от компании, премия), так и моральное (статус «Сотрудник месяца», ужин с директором, возможность в какой-то из дней уйти с работы в обед).

Мотивация персонала

Эксперты считают, что мотивация и стимулирование персонала должны осуществляться с учетом менталитета. Существует множество примеров того, как в этой области работают зарубежные компании, но не все из этого подойдет русскому человеку.

Так, в Европе мотивация деятельности персонала в первую очередь связана с предоставлением сотрудникам свободы. График работы и даже место работы, отпуска, дресс-код часто определяются каждым лично. Главное – это выполнить задачу в установленный срок и максимально эффективно. В России мало кто умеет организовать себя сам, поэтому здесь работают другие правила.

Как показывает практика, отдельно методы и формы мотивации персонала не приносят должного результата, ведь потребности людей отличаются и зависят от их целей. Кто-то преследует исключительно возможность заработка, а кому-то необходим профессиональный рост. Как правило, сотрудники хотят и того, и другого, поэтому методы материального и морального стимулирования должны работать в комплексе.

Если Вас интересует предпринимательство, попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!