Геймификация рабочего процесса | Блог ЛБК
открыть доступ

Геймификация рабочего процесса

26.01.2018 | Управление

Бизнесмены постоянно думают о том, как найти ценные кадры, заполучить их и удержать. Премии, ДМС, оплата фитнес-клубов и прочие методы материального стимулирования стали обычным делом, и уже не особо воодушевляют сотрудников. Сегодня набирает популярность инструмент, который помогает «зацепить» людей поколения Y.

Геймификация (игрофикация, геймизация) — это внедрение игровых подходов в НЕигровые процессы. Геймификация в бизнесе может применяться для обучения сотрудников, их мотивации и повышения продаж.

В поисках решений, как превратить работу в развлечение и мотивировать сотрудников, бизнес использует свойственные компьютерным играм приемы: бейджи, статусы, рейтинги, соревнования. Опросы показали, что большинство предпринимателей на российском рынке или уже осуществили внедрение игровых подходов, или занимаются этим, или планируют на будущее. Внедрение игровых подходов имеет свои сильные и слабые стороны.

Преимущества геймификации рабочего процесса:

1. Повышает вовлеченность в рабочий процесс компании. Многим людям нужно иметь дополнительные стимулы или понимать свой вклад в общее дело. Например, геймификация сотрудников в виде списка лидеров позволяет повысить продажи или качество обслуживания клиентов;

2. Наглядно показывает успехи и прогресс. Уведомления о полученных новых бейджах, пройденных уровнях и набранных баллах позволяют сотрудникам не только постоянно видеть свои результаты, но и следить за достижениями коллег;

3. Помогает выявить лидеров. В крупных компаниях геймификация персонала позволяет сотрудникам проявить себя, а руководству — выявить лучших из них и поощрять.

Устали от рутины? Вам помогут 8 советов, как мотивировать себя!

Недостатки геймификации рабочего процесса:

1. Менеджеры часто допускают «перегибы». В гонке за повышением показателей они без разбора внедряют геймификацию во все рабочие процессы, забывая о том, что сотрудники должны получать удовольствие от работы и понимать ее смысл;

2. Навязывание геймификации может вызвать у персонала недовольство и протест. Само по себе понятие игры подразумевает ее добровольность. Настаивая на использовании игровых приемов, руководство превращает ее в обязательство. Это может привести к результатам, прямо противоположным ожидаемым;

3. Ухудшение психологического климата в коллективе. Часто сотрудники воспринимают соревнования и задания слишком серьезно. Нередко желание победить провоцирует попытки сжульничать, «накрутить» рейтинги. Обстановка накаляется, уровень конфликтов в коллективе повышается, что мешает достижению поставленных перед компанией целей;

4. Эффект ограничен по времени. Какой бы увлекательной и захватывающей ни была игра, рано или поздно участники теряют к ней интерес. Игровые механики могут повысить производительность труда, но добиться долгосрочных положительных изменений гораздо сложнее.

Для получения максимального эффекта необходимо учитывать преимущества и недостатки геймификации рабочего процесса и формировать систему стимулов, четко придерживаясь целей и задач бизнеса.

В качестве примера того, как в России применяется геймификация в управлении, можно привести Yota. В 2015 году для сотрудников точек продаж со всей страны они провели большую игру Yota Star Wars. Галактики-регионы соперничали в мощи военного потенциала, нарастить который можно было, выполняя планы продаж, придерживаясь стандартов компании и обучаясь.

Геймификация в обучении

Геймификация в образовании стремится сложное сделать проще. Чтение учебников и инструкций, просмотр обучающих фильмов и презентаций многих людям не приносит положительных эмоций. Результативность обучения в таких случаях крайне низкая. Использование игровых технологий позволяет повысить эффективность овладения информацией.

В процессе обучения человек постоянно получает обратную связь и видит свой прогресс, переходя с одного уровня на другой, набирая баллы или получая новые статусы. Помимо удовольствия от процесса и мотивации, такой подход имеет еще одно преимущество: допущенная в игре ошибка не вызывает такой же стресс, как неудачно пройденный тест. Игровая форма в изучении английского языка удачно реализована популярным бесплатным онлайн-ресурсом Lingualeo.

Компании используют геймификацию в обучении для адаптации принятых сотрудников, а также при внедрении новых или изменении действующих продуктов и услуг. Чтобы научить работников розницы пользоваться фитнес-трекером Yota Shine, уже упомянутая компания Yota провела Shine Rally перед началом его продаж. Команды участвовали в спортивных играх и соревнованиях. Все сотрудники фиксировали с помощью девайсов личные результаты, которые шли в командный зачет.

Геймификация в продажах

Повышение продаж при помощи геймификации возможно в том случае, если игровая надстройка дополняет финансовую мотивацию. Необходимо четко сформулировать цели для каждой категории сотрудников, в соответствии с ними разрабатывать концепцию и систему стимулов. Если игра не учитывает интересы аудитории, для которой создается, или не включает все показатели, по которым оценивается работа персонала, то геймификация как инструмент повышения продаж попросту не будет работать.

Многие крупные компании имеют успешный опыт применения геймификации в бизнесе: Microsoft, Nike, Samsung, Газпром, ВТБ, Евросеть. Игровые механики могут существенно повысить эффективность рабочего процесса и вовлеченность сотрудников, но для этого нужно учитывать особенности этого инструмента. Необходимо хорошо знать интересы и ценности аудитории, а также иметь четко сформулированные цели и систему показателей, по которым происходит оценка работы сотрудников.
Если Вас интересует предпринимательство, попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!

Похожие материалы

Управление

Что даёт MBA

06.02.2018