Что такое кассовый разрыв и как с ним бороться | Блог ЛБК
открыть доступ

Что такое кассовый разрыв и как с ним бороться?

16.01.2018 | Управление

Пожалуй, каждый предприниматель хотя бы раз оказывался в ситуации, когда наступил срок выплаты зарплаты, платежей контрагентам или в бюджет, а денег для этого недостаточно. С подобным сталкиваются как маленькие, так и крупные компании. В этой статье мы рассмотрим причины возникновения кассовых разрывов, методы их предотвращения и устранения.

Что такое кассовый разрыв?

Кассовый разрыв — это временный недостаток денежных средств компании, необходимых для финансирования текущих расходов. Например, завтра нужно заплатить авансовый платеж по налогу на прибыль, а платеж от покупателя поступит только через неделю.

Откуда берется кассовый разрыв?

Наиболее распространенные причины возникновения кассового разрыва:

1. Отсутствие или недостаточная эффективность процедур финансового планирования в компании. В процессе деятельности не учитываются сроки поступления доходов и оплаты расходов;

2. Сезонность бизнеса;

3. Задержка оплаты за реализованный товар или оказанные услуги со стороны покупателей. Если действуют условия отсрочки платежа, недобросовестность покупателей может иметь негативные последствия для компании;

4. Кризис в отрасли или в экономике в целом;

5. Экспортные факторы. Например, проблемы, вызванные введением санкций;

6. Отзыв лицензии или проблемы с ликвидностью, возникшие у обслуживающего банка.

Временный кассовый разрыв можно прогнозировать и одновременно разрабатывать мероприятия, снижающие ущерб от него.

Как предотвратить кассовый разрыв?

Разумеется, от форс-мажорных обстоятельств или экономического кризиса в стране не застрахован никто. Однако существует ряд мер, внедрение которых позволяет значительно снизить вероятность возникновения кассового разрыва.

Во-первых, нужно проводить планирование движения денежных средств. Грамотно составленный кассовый план (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный) позволит оперативно решать вопросы финансирования кассовых разрывов.

Платежный календарь формируется посредством объединения в одной таблице планируемых поступлений от покупателей и предстоящих платежей, ранжированных по степени важности для компании. Например, своевременное осуществление платежа по банковскому кредиту может иметь более важное значение, чем оплата бюджетных платежей, потому что штрафные санкции банка выше.

Правильно составленный платежный календарь позволяет не только обеспечить своевременность всех обязательных плановых платежей, но и принимать эффективные решения в части осуществления внеплановых платежей и использования временно свободных денежных средств компании.

Во-вторых, необходимо вести системную работу с дебиторской задолженностью компании, результатом которой должна стать надежность и прогнозируемость платежей. Сотрудники клиентских подразделений должны постоянно общаться с покупателями, изучать особенности их работы, возможные проблемы, а также напоминать о наступающем сроке платежа.

Также стоит рассмотреть возможность установления лимита задолженности, при достижении которого покупателю прекращается отгрузка товаров. Эффективным может быть внедрение системы бонусов, скидок, льготных цен и прочие поощрительные меры. Не стоит забывать и о возврате просроченной задолженности (претензионная работа, судебное взыскание).

В-третьих, следует минимизировать использование разного рода кредитов, потому что расходы на их обслуживание создают дополнительную нагрузку на бюджет.

Анализ финансовых показателей компании

Устранение кассовых разрывов

Если проблемы уже возникли, нужно провести анализ ситуации и выбрать один из вариантов покрытия кассового разрыва:

1. За счет собственных средств. Компании могут осуществлять финансирование кассовых разрывов, используя нераспределенную прибыль или безвозмездную помощь учредителей. Также возможна реализация активов или продажа товара (продукции) со значительным дисконтом, однако эти два варианта имеют достаточно низкую эффективность;

2. За счет долгового финансирования. Покрытие кассовых разрывов посредством получения банковского кредита или овердрафта, товарного кредита, а также займов от физических или юридических лиц получило широкое распространение в практике российских компаний. К этой же категории можно отнести и реструктуризацию действующих кредитов (пролонгация срока и уменьшение текущих платежей);

3. За счет средств долевого финансирования. Данный способ заключается в привлечении финансирования на безвозвратной и беспроцентной основе посредством продажи акций на открытом рынке или доли в бизнесе инвестору. Однако данный инструмент требует большой подготовительной работы, поэтому не позволит оперативно решить вопрос получения необходимых денежных средств. Наиболее уместным он будет в случае кассового разрыва, обусловленного ростом бизнеса.

Таким образом, компании необходимо иметь четкую и грамотно реализуемую финансовую стратегию. Она должна базироваться на анализе, эффективном планировании движения денежных средств, системной работе с дебиторской задолженностью и рациональном использовании финансовых инструментов. Реализация такой стратегии поможет решить проблему кассовых разрывов, а также обеспечит возможности для развития бизнеса.

Если Вас интересует предпринимательство, попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!