Правила заключения договоров и налоговые риски | Альянс Свободных Предпринимателей | Блог
Личный кабинет
Альянс свободных предпринимателей
Альянс свободных предпринимателей

Правила заключения договоров и налоговые риски

Сфера бизнеса немыслима без договорных отношений. Поэтому, если вы — предприниматель, то с документацией вам следует быть на “ты”.

Каждая строчка заключаемого договора должна быть вам понятна и хорошо изучена. В этом случае у вас не будет причин для беспокойства и никаких неожиданных проблем с налоговой не возникнет.

Давайте разберемся в налоговых рисках и попробуем понять, как правильно заключать договоры.

Что находится в основе договорных отношений?

Есть два главных пункта, на которые должны обращать внимание все предприниматели во время заключения договоров. В первую очередь нужно понять, насколько содержание документа соответствует его форме.

Также после заключения договора следует обязательно проверить выполнение его пунктов. Если на деле то, что обозначено в документе не осуществляется, то необходимо потребовать от партнера немедленного выполнения всех договоренностей.

Обоснованность налоговой выгоды

Всех налогоплательщиков волнует проблема подтверждения обоснованности налоговой выгоды.

Дело в том, что налоговая выгода может считаться необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их реальным экономическим смыслом.

Поэтому форма любой сделки обязана соответствовать ее содержанию. Также налоговая выгода будет являться необоснованной при учете операций, не обусловленных разумными причинами экономического и другого характера.

Не хотите, чтобы налоговые трудности контрагента стали и вашими проблемами? Тогда обратите внимание на следующие пункты. Сотрудники ФНС предъявят вам претензии только если докажут, что вы:

  • пренебрегали соблюдением необходимых правил, были неосмотрительными и неосторожными, а также были в курсе нарушений партнера;
  • осуществляли действия, направленные на выполнение операций, имеющих отношение только к налоговой выгоде;
  • сотрудничали в основном с контрагентами, пренебрегающими налоговыми обязательствами.

Проверка налогоплательщиков

Согласно законодательству сотрудники ФНС в ходе осуществления проверки должны выполнять следующие операции:  

  • выяснять, обоснован ли выбор данного контрагента;
  • узнавать, отличался ли его выбор от условий делового оборота;
  • выяснять, как именно оценивались условия сделки и их экономическая выгода (опыт и репутация контрагента, его платежеспособность, наличие нужных ресурсов и т.д.);
  • определять, заключал ли налогоплательщик сделки преимущественно с контрагентами, которые пренебрегают своими налоговыми обязательствами.

Сотрудников ФНС может насторожить отсутствие следующих данных:

  • личных контактов руководства предприятия-поставщика и фирмы-покупателя при разработке условий сотрудничества и подписании документации;
  • документального подтверждения полномочий руководителя фирмы партнера, копий документа, подтверждающего его личность;
  • данных о реальном местонахождении контрагента;
  • информации о том, как был найден партнер (нет интернет-сайта, рекламы в средствах массовой информации, рекомендаций коллег и т.д.);
  • сведений о регистрации контрагента в Едином госреестре юрлиц.

В ходе осуществления проверки ФНС может запросить следующую информацию:

  • сведения о деятельности налогоплательщика, связанной с выбором контрагента;
  • данные о поиске, мониторинге и отборе контрагентов;
  • источник сведений о контрагенте (сайт, рекламная информация, предложение к сотрудничеству, портфолио и т.д.);
  • обоснование выбора данного партнера;
  • деловую переписку.

Если у вас к моменту проверки будут находиться все перечисленные документы, то это значительно снизит риск претензий со стороны сотрудников ФНС.

Проблемы появятся, если у вас будет отсутствовать проверенная система анализа контрагентов.

Поэтому нужно подходить ответственно к выбору партнеров, учитывать все возможные риски и всегда действовать согласно законодательству.  

Документирование договорных отношений

Хотите избежать проблем с налоговой? Тогда все ваши взаимоотношения с контрагентом должны быть прописаны в договоре.

Документирование бизнес-процессов обезопасит вас от штрафов и рисков. Если вы действительно взаимодействуете с контрагентом, то у вас будут на руках не только договоры, но и накладные, акты и другие доказательства реального сотрудничества.

Таким образом, здесь работает следующая схема: чем больше различной документации — тем больше доказательств, что подписанный договор действительно реализуется на практике.

Также следует иметь в виду, что каждый факт хозяйственной жизни нуждается в подтверждении первичным учетным документом.

Нельзя принимать к бухучету документацию, которая оформляет не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе те, что лежат в основе «липовых» сделок.

Согласно законодательству сотрудники налоговой во время проверки должны задать руководителю фирмы следующие вопросы:

  • на ком лежит ответственность за количество и качество поставляемых ценностей/услуг/работ;
  • кто выполняет прием первичных документов и ставит подпись;
  • где осуществляется прием товаров/работ/услуг;
  • кто должен находиться во время принятия товаров/работ/услуг.

Ответы на все эти вопросы должны находиться в договоре. Поэтому заранее позаботьтесь о правильном оформлении документации. Тогда сотрудникам ФНС не к чему будет придраться.

Таким образом, чтобы избежать проблем с налоговой, необходимо внимательно относиться не только к пунктам заключаемого договора, но и к выбору контрагентов.

Лучше всего сотрудничать с надежными партнерами и тщательно проверять предоставляемые ими данные. Так вам удастся обезопасить свою компанию от «липовых» сделок.

Если вы не разбираетесь в законодательстве, то не стоит заключать договоры на свой страх и риск. Наймите хорошего специалиста — и ваш бизнес будет в безопасности.

Начинающим предпринимателям советуем присоединиться к бесплатной бизнес-игре «Твой старт». Это отличный способ вывести свой бизнес на новый уровень!

Похожие материалы