Стоит ли предпринимателю работать по франшизе? | Блог ЛБК
открыть доступ

Стоит ли предпринимателю работать по франшизе?

16.05.2017 | Управление

Любой предприниматель, рассматривающий вариант покупки франшизы, так или иначе задается вопросом: а стоит ли предпринимателю работать по франшизе? Давайте вместе разберемся в том, что такое франшиза, франчайзинг, и какие плюсы и минусы в этом случае старта бизнеса.

Работа по франшизе плюсы и минусы

Франшиза — это соглашение, которое заключают между собой субъекты рынка — франчайзор (правообладатель) и франчайзи (сторона, покупающая франшизу).

Договор дает право на использование франчайзи торговой марки франчайзора, его бренда, репутации, необходимые для работы инструменты и материалы. К тому же, зачастую франчайзор предоставляет готовые продукты или рецепт их приготовления, а также ноу-хау.

Франшизой являются методы ведения бизнеса, товарный знак, технология производства товаров. Если верить статистике, то те компании, которые получают поддержку в начале своего пути, продолжают успешно работать даже спустя несколько лет.

В этом отношении франшиза — отличное решение для начинающих предпринимателей, поскольку франчайзор заинтересован в том, чтобы все его франчайзи успешно развивались.

Ведь во взаимоотношениях сторон существует определенная технология взаимодействия. Франчайзи приобретает франшизу, внося паушальный (единоразовый) взнос. А затем каждый месяц оплачивает роялти. Роялти формируется франчайзором в зависимости от объема продаж франчайзи, либо составляет определенную фиксированную сумму.
Работа по франшизе имеет ряд плюсов и минусов.

Плюсы франшиз

1. Торговая марка. Поскольку франшиза, как правило, имеет раскрученный бренд, то предпринимателю не придется тратить месяцы, а то и годы, чтобы наработать свою клиентскую базу. Как правило, франчайзор рекламирует свой бренд по средствам федеральных каналов. Франчайзор постоянно заботится об узнаваемости и распространении бренда, поэтому затраты на рекламу у франчайзи минимальны.

2. Поддержка, обучение. В обязанности франчайзора входит оказание постоянной информационной поддержки своих франчайзи на каждом этапе развития бизнеса. У франчайзора есть прямая заинтересованность в поддержке своих партнеров, поскольку он получает ежемесячные выплаты роялти. А начинающие предприниматели как раз таки нуждаются в этой поддержке старшего партнера.

3. Бизнес-план. Начиная бизнес с нуля, сложно дать точную оценку, насколько этот бизнес будет успешным. Работая же по франшизе, франчайзи получает готовую бизнес-модель, которая уже опробована и проверена. За счет этого можно прогнозировать прибыльность бизнеса уже с первых дней.

4. Конкуренты. Хотите запустить бизнес и не иметь конкурентов? Очень часто франчайзор продает эксклюзивное право на город или регион, когда открывать точки по франшизе может только один франчайзи.

Если Вас интересует предпринимательство, попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!.

5. Инструменты и инструкции. Франчайзи получает от франчайзора налаженную логистику, продукт, выгодную систему скидок от поставщиков. Все необходимые материалы и инструкции предоставляет франчайзор своим младшим партнерам. Франчайзи действует будто по учебнику. Это объясняется еще тем, что франчайзор заинтересован в развитии положительной репутации своего бренда.

Поэтому раскладка товаров, сервис, одежда сотрудников определяется и контролируется франчайзором.

Минусы франшиз

1. Зависимость от франчайзора. Строгие правила франчайзора с одной стороны помогают вести бизнес успешно, но иногда могут и мешать. Потому что нужно постоянно следить, чтобы все эти правила выполнялись всеми сотрудниками, чтобы не потерять право работать по этой франшизе.

К тому же во франчайзинге нельзя приобрести франшизу, научиться работать, наработать клиентов и открыть собственное предприятие. Зачастую договор франчайзинга предполагает пункт, который запрещает еще несколько лет после расторжения договора заниматься похожим бизнесом.

2. Роялти. Роялти может быть фиксированной суммой, и тогда в случае, когда у предпринимателя не будет получаться вести бизнес, он обязан выплачивать сумму согласно договора. А вот если рялти формируется от процента с продаж и продажи действительно идут в гору, то вы, по сути дела, работаете на своего франчайзора, выплачивая ему довольно приличные дивиденды.

3. Риск развития присутствует в любом деле. И франчайзи является наиболее слабой стороной во взаимоотношениях с франчайзором. Поэтому, прежде чем подписать договор аренды франшизы, тщательно изучите все аспекты этой деятельности и внимательно вместе с юристами читайте договор, который должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Иначе такая сделка не считается франчайзингом.

4. Паушальный взнос — это стоимость франшизы. Паушальный взнос оплачивается только единожды во время подписания франчайзингового договора. Существуют франшизы без первоначального взноса, это могут быть производственные и товарные франшизы.

5. Дополнительные расходы. Помимо покупки франшизы, франчайзи должен также найти помещение в аренду, приобрести кассовое оборудование, нанять персонал, а все это — дополнительные расходы вкупе с паушальным взносом и роялти.
Таким образом, покупка франшизы имеет свои сильные и слабые стороны как для начинающих предпринимателей, так и предпринимателей со стажем. Что выберете для себя вы — решать только вам!

__________________________________________________________________________
В России франчайзинг находится в активной стадии своего развития. Но не нужно питать иллюзий. Не всегда и не все бывает так радужно, как кажется на первый взгляд.

Хотите узнать, какие существуют минусы работы по франшизе и в чем они заключаются? Читайте статью “5 причин не покупать франшизу”.